Наталия Геннадьевна Панарина

Научное общество учащихся

Личный сайт учителя 

Муниципальное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа №4 п.г.т. Умба Мурманской области, учитель биологии, научный сотрудник Кандалакшского государственного природного заповедника, кандидат биологических наук.

Современное общество предъявляет высокие требования к личности. Выпускник должен уметь активно реализовывать свои творческие способности. Развитию и проявлению творческого потенциала личности школьника способствует сознание значимости своего я в общественной жизни. Основная цель, которую мы ставим перед собой в работе с детьми, – создание условий для полного и глубокого раскрытия нравственных, интеллектуальных и творческих начал личности. Отечественная наука нуждается в научной мысли и высоко квалифицированных кадрах. Немаловажную роль в их подготовке играет школа. Работа в научном обществе формирует интерес к определенным отраслям науки, обеспечивает профессиональную ориентацию и предпрофильную подготовку школьников. Воспитанием культуры мысли, труда и души занимается наше школьное Научное общество.

В школе №4 п.г.т. Умба работаю с 2001 г. Тесно сотрудничаю с Кандалакшским государственным природным заповедником. С начала трудовой деятельности привлекаю школьников к научно-исследовательской работе. В первый год работы организовала на базе школы и местного Детского дома творчества экологический кружок. Изучала с ребятами орнитологическую фауну поселка Умба. В работе участвовали 10 школьников. На теоретических занятиях прорабатывали технологию научного исследования. Систематическая теоретическая подготовка сочеталась с наблюдениями за птицами в природе. Для работы с научной литературой выезжали с ребятами в библиотеку Кандалакшского государственного природного заповедника. Учащиеся были разделены на рабочие группы по 2 человека. Каждая группа работала над заданиями по индивидуальной программе, проводила наблюдения за определенными видами птиц на стационарном маршруте. В процессе работы консультировались с научными сотрудниками заповедника д.б.н. В.В. Бианки и к.б.н. А.С. Корякиным. С этой целью также выезжали в Кандалакшский заповедник. Весной 2002 г. для изучения птичьих голосов пригласили в Умбу старшего научного сотрудника заповедника А.В.Шутову. В камеральный период каждая группа писала и оформляла свою научную статью по классическому плану выполнения научно-исследовательской работы.

По итогам научно-исследовательской работы под редакцией к.б.н. А.С.Корякина издана научно-популярная книга «Зимующие птицы поселка Умба», авторами которой являются 10 школьников. Рецензировали рукопись ребят д.б. н. В.В.Бианки и научный сотрудник заповедника к.б.н. А.С.Корякин. Книга используется учителями биологии, начальных классов и педагогами дошкольных образовательных учреждений. Десять экземпляров книги передано в библиотеку Кандалакшского заповедника. Практическое использование результатов научной деятельности ребят активизировало их дальнейшую работу над проектом, которую школьники продолжили с большим энтузиазмом. В кружок пришли новички. В 2003 г. к печати подготовлена рукопись книги «Птицы поселка Умба и окрестностей» [3]. Ее авторами стали 16 школьников. Обе книги богато иллюстрированы рисунками ребят. Компьютерную верстку издания «Птицы поселка Умба и окрестностей» осуществил один из членов экологического кружка Михаил Кожин. В 2002 г. в школе организовано Научное общество обучающихся и педагогов, работой которого руковожу до настоящего времени. В рамках школьного НО (пр. №305 от 10. 10. 2002 г.) провожу эксперимент: «Реализация познавательного интереса одаренных школьников в научно-исследовательской деятельности». Научное общество осуществляет:

 На территории заповедника проводили учеты морских колониальных птиц, работали над индивидуальными научно-исследовательскими проектами. Без дела не сидели ни секунды. Изучали флору, растительность, фауну островов, исследовали озерные экосистемы. На миллиметровую бумагу с соблюдением точных масштабов наносили растительные сообщества водоемов, в индивидуальных полевых дневниках ребята делали геоботанические описания фитоценозов. Измеряли глубину, прозрачность, мощность донных отложений. Я работала веслами (исследования мы проводили с надувной лодки) также занималась геоботаническими исследованиями и незаметно контролировала работу ребят. И как радовались юные исследователи, когда при сравнении своих данных с моими записями оказывалось, что они идентичны.  В дождливую погоду обрабатывали собранный материал.

Конструктор сайтов - uCoz